Теоретический семинар
Сектора этики Института философии РАН

М.А. Корзо

О допустимости замалчивания правды
(на материале дискуссий западной религиозной мысли)

Тезисы доклада


  1. К проблеме о допустимости и способах замалчивания правды одним из первых в западной религиозной мысли обратился Августин в двух своих работах: «De Mendacio» (ок.395), которая стала полемическим выпадом против предложенного Иеронимом толкования на Послание апостола Павла к Галатам (главным образом фрагмента 2: 11–14), и «Contra Mendacium» (ок.420), в которой богослов полемизировал с гностико-манихейской сектой присциллиан, которым современники припысывали изощренные формы апологии лжи. Богослова интересовало, в первую очередь, допустимо ли утаивать свои религиозные убеждения и насколько допустимо притворство (dissimulatio) в религиозной сфере.
  2. Утверждая недопустимость лжи даже ради спасения человеческой жизни, Августин при этом признает, что говорение правды в определенных ситуациях может привести к катастрофическим последствиям. Богослов предлагает в сложных и исключительных ситуациях, когда правда может быть губительна, хранить молчание или, рискуя собственной жизнью, просто отказаться отвечать на вопрос.
  3. Разделяя вслед за Августином абсолютный запрет на ложь, католические богословы используют предложенное еще присциллианами различение правды, заключенной в сердце человека (а потому открытой только для Бога), и «правды», произносимой словами и которую уши человеческие могут воспринять превратно. Подобные рассуждения из «Моралий на книгу пророка Иова» Григория Великого были воспроизведены в «Декрете Грациана» (XII в.) и стали частью католического корпуса канонического права.
  4. Говоря о возможных способах замалчивания правды, религиозные мыслители обосновывали правомерность использования двусмысленных высказываний, а также тактики частичного умалчивания, когда часть утверждения произносится вслух, а часть – проговаривается мысленно. В данном случае судить о правдивости или лживости высказывания можно лишь принимая во внимание обе ее составляющие.
  5. Примеры двусмысленных высказываний из «Суммы для исповедников» Раймунда из Пеньяфорте и стратегии средневековых еретических сект по сокрытию своих религиозных убеждений перед угрозой инквизиции. 
  6. «Мысленная оговорка» (mentalrestrictio) Мартина Аспилкуэты как способ сокрыть правду и избежать при этом греха лжесвидетельства и ее обоснование в моралистической и канонической литературе XVI в. Ситуации допустимости мысленной оговорки: вопрошание не по праву и угроза здоровью и жизни человека. Роль библейских текстов в обосновании допустимости мысленной оговорки.
  7. Откуда взята анализируемая Кантом ситуация?