Институт Философии
Российской Академии Наук




  Книги
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор эстетики » Книги

Книги

2023  
 

Петровская Е.В. Нанси Ж.-Л. Лекции о Канте (по конспектам Елены Петровской). М.: Common Place, 2023. 224 c.

Жан-Люк Нанси (1940–2021) — один из самых известных современных философов, автор множества книг и собственной версии философской деконструкции. В настоящем издании публикуется курс лекций о философии Канта, прочитанный им в 1995–1996 учебном году в Страсбургском университете гуманитарных наук и законспектированный Еленой Петровской. В этом курсе предпринимается попытка представить кантовскую философию в качестве единого целого, где каждая из трех «Критик» выполняет определенную функцию. Нанси предлагает по-настоящему современное прочтение учения Канта: анализ основных его мотивов сосредоточен на проблемах, которые стали ключевыми уже в ХХ веке.

 2022  
  Долгов К.М. Диалектика и схоластика: Критический анализ философии неотомизма. Изд. 2. М.: URSS, 2022. 160 c.

В настоящей книге дается анализ одного из наиболее влиятельных направлений современной западной философии. Автор рассматривает философскую метафизику неотомизма, его онтологию и гносеологию, эстетические и социально-политические воззрения наиболее видных его представителей. В книге подвергается критике неотомистская фальсификация материалистической диалектики и теории познания. Читатели познакомятся с изменениями, происходящими в философии католицизма в XX веке. Издание адресовано философам, обществоведам, преподавателям, студентам, всем тем, кто интересуется проблемами современной западной философии.

 2021  
Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Эстетика символизма. М.; СПб.: Центр гуманит.инициатив, 2021. 608 с., ил. 

В монографии представлен современный взгляд на эстетику французских и русских символистов как главных представителей символизма в целом. На основе сопоставительного анализа прослежена как общность, так и специфика их концепций искусства, прекрасного, символа, художественного образа, аллегории, соответствий, суггестии, художественной интуиции, синестезии, синтеза искусств, мифологизма, теургизма. Раскрыты философско-эстетические истоки символизма во Франции и в России, его соотношение с декадансом и импрессионизмом. Сделан акцент на метафизической сущности искусства как основополагающей для эстетики символизма в целом. Проведен предметный анализ современного звучания эстетических взглядов французских и бельгийских символистов — Ш. Бодлера, С. Малларме, М. Метерлинка, Ж. Пеладана, П. Клоделя, А. Жида. Показано, какие из основных идей старшего поколения русских символистов Д. Мережковского, В. Брюсова, А. Блока, младосимволистов В. Иванова, А. Белого, Эллиса и разделявших их идеи М. Волошина, В. Ходасевича не утрачивают своей актуальности, востребованы и сегодня. На материале произведений различных видов и жанров искусства выявлена художественная специфика символизма. Раскрыты эстетические смыслы образов вечно женственного, метафизики пейзажа, духа мифологизма в символистской живописи.

2020  

Долгов К.М. Философия, политика, культура: проблемы современного человека и человечества. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2020. 361 с.  

Данная монография является продолжением исследований фундаментальных проблем современного мира, предпринятых автором в предыдущих исследованиях, в частности в вышедшем ранее двухтомном труде «Сила слова, мысли, образа» (Долгов К. М. Сила слова, мысли, образа. В 2-х т. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016), а также в ряде других публикаций. В данной монографии анализируются проблемы современной философии и эстетики, политики, истории, религии, образования, культуры, а также представлены биографические материалы о выдающихся представителях отечественной и мировой науки, искусства и культуры, общественных и политических фигурах, деятельность которых вызвала серьезный общественный резонанс. В монографии автор раскрывает основные тенденции исторического развития современного общества последних десятилетий, причины возникновения различного рода конфликтов, размышляет о возможных путях их преодоления. Автор приходит к выводу, что ситуация, сложившаяся в жизни современного общества, в мировой экономике, геополитике, экологии требует незамедлительного объединения сил всего мирового сообщества для положительного разрешения дилеммы — «быть или не быть» человечеству.

Petrovsky H. Las comunidades anónimas / Trad. por C. Cámara. Madrid: Brumaria, 2020. 308 p. 

Книга посвящена практически не исследовавшейся в России проблеме сообщества, понимаемого не как институциональное образование, но как условие прочтения самых разных текстов современной культуры. Подобное толкование сообщества во многом инспирировано философской позицией Ж.-Л. Нанси. Темы, затронутые в исследовании, включают авангардные художественные практики начала ХХ века, утопический импульс в продуктах массовой культуры, образ в противоположность изображению, травму и свидетельство, политическое сопротивление и противоречия исторической памяти как в общем смысле, так и относящиеся конкретно к советскому прошлому. Сообщество, понимаемое внеинституционально, определяет тип коллективности, отличной от существующих социальных детерминаций и отмеченной той аффективной связью, которая оставляет след в различных видах культурной продукции.

2019  
Петровская Е.В. Возмущение знака. Культура против трансценденции. М.: Common place, 2019. 288 c. + 32 с. вкл. 

Что объединяет новейшую версию Шерлока Холмса и героев фильмов Балабанова? Какова связь между фотографическим архивом Зофьи Рыдет и акварельными портретами живописца и концептуалиста Франко Лейди? Есть ли преемственность между иконой и искусством акционистов? На эти вопросы автор дает развернутый ответ, предлагая оригинальный анализ трансформаций, происходящих в современных культурных процессах. Чтобы сохранить верность идее изменчивости, вводится понятие динамического знака, бросающего вызов привычным семиотическим моделям, опирающимся на лингвистику. Но этим же шагом ставится под вопрос трансценденция, поскольку так понятый знак не дублирует мир, но оказывается его прямым агентом. Все строится вокруг действия, понимаемого как действие физических сил, множественных и безличных. Это позволяет интерпретировать широкий круг явлений, от опытов массовых выступлений в современную эпоху (революции 1917 и 1968 годов) до творчества Д.А. Пригова, В. Сорокина и А. Драгомощенко, в совершенно неожиданном ключе – в качестве движения самой материи.

2018  

Аронсон О.В. Философия и кино: от текста к образу. М.: ИФ РАН, 2018. 109 с. .: ил. 

В книге эволюция выразительных средств кино осмысляется средствами современной философии. История кино рассматривается как постоянное столкновение двух типов опыта: искусства и массового зрелища. В первом случае кино предъявляет себя как культурный текст, в основании которого лежат специфические кинематографические средства передачи сообщения. Однако если следовать логике чувственности масс, сами эти средства требуют переосмысления. В книге на примере кадра, монтажа и длинного плана делается попытка показать, как формируется кинематографический образ, выходящий за рамки культурной семиотики и ориентированный уже на совершенно иной тип знаков, которые можно назвать аффективными и которые действуют только в ситуации коллективного восприятия.

 

Кормин Н.А. Эстетическое пространство философии всеединства и феноменологии: трансцендентализм и творчество. М.: ИФ РАН, 2018. 127 с. 

Монография  –  третья книга, в которой реализуется исследовательская программа: «В. Соловьев и Э. Гуссерль: импликация эстетического». В данной книге рассматриваются интерпретации картезианства в философско-эстетическом наследии И. Канта, В. Соловьева и Э. Гуссерля, выявляется значение философии Декарта, западной трансцендентальной традиции и русской философии цельного знания для анализа современных дискуссий о природе искусства, соотношения эстетического и научного знания (в частности, квантовой механики), прослеживаются истоки эгологической традиции в философии искусства.

2017  

Бычков В.В., Маньковская Н.Б., Иванов В.В. Триалог 2: Искусство в пространстве эстетического опыта. Книга первая. М.: Прогресс-Традиция, 2017. 472 с., ил. 

Бычков В.В., Маньковская Н.Б., Иванов В.В. Триалог 2: Искусство в пространстве эстетического опыта. Книга вторая. М.: Прогресс-Традиция, 2017. 592 с., ил. 

Монография представляет собой фундаментальное, многоуровневое исследование по глобальным темам и проблемам современной эстетики, философии искусства, художественной культуры, написанное в эпистолярном жанре, возрождающем лучшие традиции живых научных дискуссий. В чем суть символизации как одного из сущностных принципов искусства? Как трансформировалось символическое художественное мышление от античной мифологической символики до символических аспектов актуального искусства? В чем суть духа символизма? Является ли дух сюрреализма апокалиптическим? Как соотносятся миф, символ и художественность? Каким образом в художественности, т.е. в эстетическом качестве искусства, кодируется жизненно важная для человечества информация? И каковы многообразные аспекты собственно эстетического опыта, в пространстве которого только и функционирует подлинное искусство, и его главная предпосылка – эстетический вкус? Все эти, как и многие другие фундаментальные, а также, как правило, малоизученные инновационные проблемы эстетики и философии искусства, рассматриваются авторами в контексте живого и непосредственного анализа конкретных произведений искусства, как классических, так и самых современных. При этом любая значимая проблема вызывает научную полемику авторов. Читателям всегда представляется несколько точек зрения на предмет, среди которых видное место занимают философские, искусствоведческие, естественнонаучные, теологические взгляды и представления, и он волен выбирать из них наиболее близкие для себя. Через всю книгу проходит принцип отстаивания высокого эстетического качества искусства.

 

Кормин Н.А. В. Соловьев и Э. Гуссерль: импликация эстетического. Часть первая. Книга вторая: «Критика чистого разума»: трансцендентальные основания эстетического проекта. М.: Издательский дом «Академия», 2017. 96 с. 

В монографии выявлено, как метафизические построения Владимира Соловьева и Эдмунда Гуссерля, позиции которых в чем-то перекликаются между собой, критически сопряжены с трансцендентальными конструкциями в философии Иммануила Канта; раскрыто значение «Критики чистого разума» для прояснения смысла эксплицитных высказываний, предположенных создателями философии всеединства и феноменологии, на тему начала, порождающего эстетическое суждение и формирующего новый логос эстетического. С ними связано понимание того, как выводятся определения неопределимости региона искусства, его имманентная логика и смысловая бесконечность.

Долгов К.М. Гуманизм, Возрождение и политическая философия Никколо Макиавелли. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. 287 с. 

В работе на широком историческом материале дается глубокий анализ не только основного содержания политической философии Н. Макиавелли, но и всех основных сторон его политического и культурного наследия: социального, правового, нравственного, религиозного, литературно-художественного, общекультурного. В исследовании раскрывается все богатство феноменологии политической теории и практики выдающегося итальянского мыслителя, анализируется сложнейшая категориальная система политической философии Макиавелли, определяются ее основополагающие принципы, а также показывается эвристическое значение идей Макиавелли в политической, исторической, общественной, нравственной, военной, художественно-эстетической и других сферах. Особое внимание обращается на то, что политическое учение Макиавелли имеет непреходящее конкретно-историческое значение для успешного функционирования категориальных систем, отражающих сложнейшие взаимоотношения между народами и государствами в области политики, экономики, права и культуры. Книга иллюстрирована: в том числе впервые публикуются фрагменты из неизданных рукописей Н. Макиавелли, хранящихся в архивах Италии.

Бычков В.В. Византийская эстетика. Исторический ракурс. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. 768 с., ил. 

Монография представляет собой наиболее полное в мировой науке концептуальное исследование византийской эстетики в ее историческом ракурсе, включающем предвизантийский раннехристианский период, собственно историю византийской эстетики с IV по середину XV в. и поствизантийский период в древнерусской культуре XV–XVII вв. На материале текстов крупнейших отцов и учителей Церкви Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Афанасия Александрийского, Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина, Феодора Студита и ряда других, а также византийских гуманистов и исихастов прослежено становление и определенное развитие основных представлений византийцев о красоте, свете, искусстве, образе, символе, аллегории, иконе; выявлена ярко выраженная эстетическая окраска многих уровней византийского богословствования и богослужебной практики. Особое внимание уделено основным типам эстетического сознания византийцев: патристико-богословскому, антикизирующему, эстетике аскетизма, литургической эстетике, экфрасису произведений искусства. Показаны роль и значение византийской эстетики для становления эстетических представлений и развития искусства в Древней Руси.

Долгов К.М. Философско-эстетические измерения жизни и творчества: сборник статей / В.С. Глаголев [и др.]. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. 251 с. 

В книге, посвященной 85-летию Константина Михайловича Долгова, доктора философских наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ, главного научного сотрудника Института философии РАН, публикуются статьи известных философов, деятелей науки и культуры России, Белоруссии, Украины, с которыми автора связывают многолетние научные, творческие и дружеские отношения. Хотя данная книга посвящена юбилею К.М. Долгова, она имеет самостоятельную научную ценность и рассчитана как на специалистов, так и на широкий круг читателей.

Аронсон О.В. Силы ложного. Опыты неполитической демократии. М.: Фаланстер, 2017. 446 с.

В книге предлагаются способы осмысления явлений политики, культуры и искусства, когда во главу угла ставится массовый характер современного общества. В таком мире привычные оппозиции истины и лжи, правды и обмана перестают иметь существенное значение. Это сегодня уже достаточно очевидно в отношении масс-медиа, однако автор стремится увидеть особый характер аффективных отношений (своеобразную логику общности или логику клише) и в таких понятиях, как «свобода», «справедливость», «достоинство». Они, казалось бы, еще сохраняют ориентацию на ценности личности, но также несут в себе момент «неполитической демократии», для которой уже не существует ни истины, ни индивида. Тексты, собранные в книге, усматривают это в самых разных явлениях – от идей молодого Маркса, поэзии Мандельштама, теории искусства Льва Толстого до форм политического протеста и современной художественной практики. Сюжеты выбраны таким образом, чтобы продемонстрировать особые силы (автор называет их «силами ложного»), которые образуют динамическую и демократическую тенденции мира масс. Таковы силы «общности», «заражения» и «неценного», давшие название главам, но список их может быть продолжен.

  О других публикациях - в научном отчёте сектора за 2017 год >>
2016  
 

Маньковская Н.Б. Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс. 2-е изд., перераб. и дополн. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 496 с.

В монографии сложный и многомерный феномен постмодернизма исследуется в его художественно-эстетическом ракурсе. Автор выводит на эксплицитный уровень и вводит в научный обиход имплицитную эстетику постмодернизма. Разрабатывается авторская концепция отечественного постмодернизма, отличающая его от североамериканской и западноевропейской моделей. Обосновывается идея модернизма, постмодернизма и виртуалистики как неклассической эстетики ХХ–ХХI вв., принципиально отличающейся от антично-винкельмановской, гегелевско-кантовской западноевропейской эстетики. Систематизируются признаки нонклассики в теории и современной художественной практике, дается хронотипология неклассических форм художественно-эстетического сознания. Исследуются теоретические основы эстетики постмодернизма – постфрейдизм, постструктурализм, теория деконструкции. Рассматриваются ее ключевые методологические проблемы – художественный шизоанализ, симулякр, интертекстуальность, иронизм. Раскрывается специфика постмодернизма в искусстве и постнеклассической науке, его соотношение с алгоритмической и экологической эстетикой, массовой культурой. Выдвигается гипотеза о перспективах эволюции постмодернизма, анализируются его инновации – виртуальная реальность в искусстве, технообразы. Раскрываются место и роль постмодернизма в контексте современных процессов глобализации.

Долгов К.М. Сила слова, мысли, образа. В 2-х т. Т. 1. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. 600 с.; Сила слова, мысли, образа. В 2-х т. Т. 2. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. 648 с.

Книга посвящена анализу фундаментальных проблем философии, политики, культуры прошлого и современности. В разделе «Философия» дается анализ сущности и смысла философии как знания, сознания и самосознания человека и человечества от Платона до представителей русской философии. В разделе «Политика» исследуется развитие политической мысли от древних китайских и греческих философов до современности. Определяются сущность политической философии, стратегии войны и мира, образование и природа суперкласса, обладающего наибольшей полнотой власти и богатства, проблемы политической модернизации современных государств. Особое внимание уделяется истории развития российской политики, а именно деятельности и миросозерцанию князя Владимира. Рассматриваются вопросы мировой политики и международного права. В разделах, посвященных культуре, анализируются основополагающие проблемы развития национальной и мировой культуры в глобализирующемся мире, в частности, развитие науки, литературы, искусства и эстетики в западноевропейских и восточных странах, актуальные проблемы образования, научного знания в России и за рубежом, а также проблемы воспитания молодежи. В разделе «Религия» исследуются проблемы Логоса, то есть взаимоотношения иудаизма, эллинизма, христианства и ислама. Обстоятельно анализируется учение Сергия Радонежского и его значение для судеб России. Рассматривается жизнь и деятельность Оптинских старцев Макария, Амвросия, Варсонофия, а также философско-религиозные взгляды К. Леонтьева и Паисия Святогорца. В книгу включены воспоминания, интервью, материалы встреч и бесед с выдающимися политиками, учеными, деятелями культуры.

  О других публикациях - в научном отчёте сектора за 2016 год >>
2015  
 

Петровская Е.В., Аронсон О.В. Что остается от искусства. М.: Институт проблем современного искусства, 2015. 344 c. (Труды ИПСИ. Том II) 

Сборником статей Олега Аронсона и Елены Петровской Институт проблем современного искусства (ИПСИ) продолжает знакомить отечественную художественную общественность с трудами преподавателей института, посвященными актуальным проблемам современного искусства и тем направлениям в философии ХХ века, которые исследуют цели и смыслы эстетических практик.
Обсуждение тем, которые затрагивают в своих статьях и диалогах Олег Аронсон и Елена Петровская, помогает читателю осознанно интерпретировать актуальную художественную проблематику в контексте кризиса основ неолиберального капитализма.


Кормин Н.А. В. Соловьев и Э. Гуссерль: импликация эстетического. Т. 1. Ч. 2. Постановка проблемы. Saarbrücken: Palmarium Academic Publishing, 2015. 209 c. 

В монографии впервые дается сравнительный анализ подходов к трактовке эстетического в философии В. Соловьева и Э. Гуссерля, которые исходят из признания необходимости новой философской формы логики, оперирующей возможностями понимания структурного отношения между интуитивным и дискурсивным и в эстетическом сознании. Эта форма была эксплицирована и поставлена ими и в виде проблемы эстетического – некой аксиомы интеллигибельности в философии, к которой можно подойти и логически, но только в случае допущения некоторых фактических ограничений; они не опознаются в понятии, а возвращают нас к своего рода тайне смысла, проступающей на вершине очевидности.

  О других публикациях - в научном отчёте сектора за 2015 год >>
2014  

Бычков В.В. Эстетика Блаженного Августина. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2014. 528 с.

Монография посвящена анализу эстетических взглядов и представлений одного из крупнейших отцов Церкви блаженного Аврелия Августина (354-430). Показано, что благодаря его особой эстетической восприимчивости им была создана целостная, имплицитно данная эстетическая система, возникшая на стыке античной и христианско-средневековой философско-мировоз­зренчес­ких культур. Предпринята попытка корректной реконструкции этой системы, включающей в себя все основные феномены эстетического опыта: художественное творчество, восприятие эстетического на основе иррационально-рационального суждения, понимание искусства и его содержания – красоты, проблемы структурных закономерностей красоты, семиотические аспекты искусства, смысл эстетического идеала как пути к Богу и блаженной жизни. Эстетические взгляды Августина раскрываются в контекстах его достаточно бурной жизни, отражающей все сложности переходного периода того времени, и находившейся в процессе активного становления его богословской системы. Показано, как в творчестве Августина преломились эстетические представления многих античных и раннехристианских авторов (Плотина, Цицерона, Эпиктета, апологетов II-III в.). Книга рассчитана, как на специалистов в области раннехристианской культуры, так и на всех интересующихся проблемами истории культуры, искусства, эстетики читателей.

Долгов К.М. В поисках Бога и Человека. Курс лекций. М.: МГИМО-Университет, 2014. 360 с. (Сер. «Культура и религии народов мира»).

Материалы лекций, посвященных проблемам духовного формирования и развития человечества. В Москве эти лекции читались в МГИМО, Дипломатической академии, МГУ им. М.В.Ломоносова, Академии общественных наук, Институте общественных наук при ЦК КПСС, Московской консерватории, ГИТИСе, Художественном институте им. В.И.Сурикова, ВГИКе. Автор выступал с лекциями и докладами по данной тематике в университетах США, Канады, Германии, Франции, Швейцарии, Италии, Испании, Греции, Нидерландов, Финляндии, Швеции, Польши, Румынии, Болгарии, Венгрии, Словении, Сербии, Чехии, Словакии, Китая, Южной Кореи, Японии, Египта, Израиля, Бразилии, Кубы, а также в Белоруссии, Украине, Казахстане, Узбекистане, Азербайджане, Грузии, Армении, Литве, Латвии, Эстонии. В монографии по-новому рассмотрены общее и особенное мировых религий, цивилизаций и культур, а также пути преодоления их неизбежных расхождений.

 

О других публикациях - в научном отчёте сектора за 2014 год >>

2013

 

 

Бычков В.В., Маньковская Н.Б., Иванов В.В. Триалог plus. М.: Прогресс-Традиция, 2013. 496 с., ил.

Книга является своеобразным продолжением и развитием монографии «Триалог: Живая эстетика и современная философия искусства» (М.: Прогресс-Традиция, 2012), но одновременно совершенно самодостаточной, структурно и методологически отличной от нее работой. Наряду с дискуссией авторов по многим актуальным вопросам современной философии искусства, эстетики, культурологии в книгу включен обширный блок откликов известных исследователей-гуманитариев на большой «Триалог» (2012), многие из которых активно вступают в теоретическую дискуссию с авторами по тем или иным значимым для современной гуманитарной науки проблемам. В книге идет плодотворный разговор о проблемах изображения, выражения, символизации и симулякризации в искусстве, о границах его пострецептивной герменевтики, об эстетике как образе жизни. Анализируются некоторые концепции как современных теоретиков искусства (П. Вайбель), так и классиков (Н. Бердяев); обсуждаются яркие явления в искусстве последнего времени (М. Абрамович, М. Уэльбек, Я. Кунеллис, С. Вальц, А. Балабанов). Много внимания уделено своеобразию символизма как художественного направления, анализируется дух символизма и его мифологические истоки на примерах живописи Гюстава Моро. Дан анализ научной деятельности одного из авторов книги в связи с его 70-летием.

  О других публикациях - в научном отчёте сектора за 2013 год >>
2012

 

Синий диван. № 17/ Ред. Е.В. Петровская. М.: Три квадрата, 2012.  

 

Юбилейный выпуск «Синего дивана» – журнал выходит с 2002 г. – посвящен теме, актуальность которой трудно переоценить: речь идет о пробудившемся гражданском самосознании, что проявилось в протестных акциях российских граждан, начавшихся в декабре 2011 г. Авторы номера размышляют над изменившимися контурами современной политики, обращаются к новому языку, создаваемому в недрах самого протестного движения, а также пытаются ответить на вопрос, какова этика действия, в том числе и терпящего поражение. Тексты отечественных исследователей (В. Подорога, С. Зенкин, Н. Брагинская и др.) дополнены размышлениями их западных коллег (Дж. Батлер, А. Негри).

Презентация нового номера «Синего дивана» в Фаланстере >>


Публикации СМИ:

Петровская Е. Безымянные сообщества

Петровская Е. Безымянные сообщества. – М.: Фаланстер, 2012. – 384 с. – ISBN: 978-5-9903732-1-1.

Книга посвящена практически не исследовавшейся в России проблеме сообщества, понимаемого не как институциональное образование, но как условие прочтения самых разных текстов современной культуры. В сферу рассмотрения включаются такие сюжеты, как художественный авангард начала ХХ века, утопическое в массовой культуре, событие и документ (в том числе Событие с заглавной буквы), образ в противоположность изображению, «множество» и размышления о политических изгоях. Сообщество, понимаемое как форма коллективной аффективности или как «другое» существующего общества, оставляет след в литературных, кинематографических и фотографических произведениях.

 

Полный текст (на сайте издательства «Фаланстер»)

 

Публикации СМИ:

 

О других публикациях - в научном отчёте сектора за 2012 год >> 

2011  
Бычков В.В. Эстетика. Учебник для вузов

Бычков В.В. Эстетика. Учебник для вузов. M.: ГРИФ, 2011. 452 с.

Курс лекций известного ученого с мировым именем является учебником нового поколения, учитывающим новейшие достижения гуманитарного знания и опыт самого современного искусства; ориентирован на молодежь XXI в.; соответствует новейшим требованиям Государственного образовательного стандарта. Представляет собой полный курс эстетики, включающий краткий обзор истории эстетики, развернутое изложение эстетической теории, основных идей и проблем классической эстетики, выраженных в ее главных категориях, и подробный анализ современного состояния искусства и неклассической эстетики, возникшей на основе авангардно-модернистско-постмодернистского художественно-эстетического опыта XX в. и продвинутого философско-эстетического дискурса. Уделено внимание новейшему разделу современной эстетики — виртуалистике, изучающей опыт нарождающегося компьютерно-сетевого искусства и эстетической навигации в Сети.
Для студентов, аспирантов, преподавателей гуманитарных дисциплин вузов и всех желающих повысить свою эстетическую культуру.

 

О других публикациях - в научном отчёте сектора за 2011 год >>

2010 - 1984  
Бычков В.В. Эстетическая аура бытия. Современная эстетика как наука и философия искусства

Бычков В.В. Эстетическая аура бытия. Современная эстетика как наука и философия искусства. М.: Университетская книга, 2010. 784 с.

Монография представляет собой современное исследование по эстетике, которое автор относит к пространству постнеклассической эстетики, усматривая в ней три взаимодополняющих компонента: метафизическое ядро - классическую эстетическую теорию в ее современном понимании; нонклассику – имплицитную эстетику XX века, реконструируемую на основе авангардно-модернистского и постмодернистского искусства прошлого столетия и соответствующих теоретических дискурсов; виртуалистику – нарождающуюся теорию виртуального эстетического опыта, складывающегося в сети Интернет. Соответственно, в первом разделе дается современное понимание предмета эстетики, краткая история эстетической мысли, система основных эстетических категорий. Особое внимание уделено современным смыслам эстетического и искусства. Второй раздел посвящен реконструкции альтернативного классическому эстетического опыта и сознания XX века в контексте анализа основных направлений и феноменов авангардно-модернистско-постмодернистского искусства. В третьем разделе намечены основные проблемы виртуального эстетического опыта и сознания, связанных с новейшими видами арт-практик: видео-артом, интерактивным искусством, интернет-артом, виртуал-артом и т.п.; вводится и уточняется рабочая терминология, необходимая для изучения этой сферы современной эстетики, за которой большое будущее.

Петровская Е. Теория образа

Петровская Е.В. Теория образа. М.: РГГУ, 2010. ISBN: 978-5-7281-1173-3

Рассматриваются основные подходы к проблеме видимого и невидимого в работах ведущих современных философов и культурологов, таких как М.Мерло-Понти, Ж.-Л.Марьон, М.-Ж.Мондзен, Ж.-Л.Нанси, Ж.Деррида, Р.Барт, Р.Краусс и В.Флюссер. Автор стремится не только представить взгляды этих теоретиков в избранной ими оригинальной перспективе (недостаточность «чтения» визуального в качестве набора знаков), но и наметить предметное поле новой дисциплины – исследование визуального.
Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов.

Бычков В.В. Феномен иконы

Бычков В.В. Феномен иконы. М.: Ладомир, 2009. 638 с.

В книге предпринят всесторонний анализ феномена иконы, игравшего в русской культуре на протяжении многих столетий важнейшую духовно-эстетическую роль. Прослежена история возникновения и становления иконы и ее теории от ранней Византии, Древней Руси до России XX в. Исследование идет на нескольких уровнях: изучено становление теории иконы на богословском, философском, эстетическом уровнях; проанализирован художественный язык иконы на ее высших ступенях развития – в Византии и Древней Руси. На уровне духовно-эстетической теории иконы исследованы все основные источники, начиная от крупнейших византийских отцов Церкви Иоанна Дамаскина, Феодора Студита, отцов VII Вселенского собора, известных мыслителей Древней Руси и до русских религиозных философов и богословов первой пол. XX века Е.Трубецкого, П.Флоренского, С.Булгакова, В.Лосского, Л.Успенского, П.Евдокимова и др. На уровне художественной практики подробно исследован ряд шедевров византийского искусства и творчество крупнейших русских иконописцев Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия Ферапонтовского и некоторых других. В общем контексте исследования особое внимание уделено таким духовно-эстетическим явлениям, формировавшим многомерный и полисемантичный феномен иконы, как образ, символ, прекрасное, свет, иконографический канон, софийность искусства, эстетика цвета и формы, литургический синтез искусств. Исследование ориентировано на широкие круги заинтересованных читателей, хорошо иллюстрировано.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века (Автор проекта, отв. редактор В.В. Бычков). М.: РОССПЭН, 2003. 607 с.

Энциклопедическое научно-информационное концептуальное исследование, посвященное крупнейшему в истории культуры переходному периоду - художественно-эстетической культуре XX века – от классической Культуры к принципиально иному эстетическому сознанию и артпроцессам техногенно-компьютерной цивилизации XXI в. Открытый гипертекст коррелирующих друг с другом и иными интертекстуальными феноменами статей, выявляющий специфику, главные тенденции, направления, систему понятий и терминов, утвердившихся для их обозначения, а также главные персоналии художественно-эстетической культуры XX в. в контексте основных парадигм европейской классической традиции, как ее логически-алогичное завершение. При этом основное внимание уделено именно новаторским, неклассическим, постклассическим феноменам и личностям, характеризующим более чем столетний процесс движения в культурном пространстве: авангард- модернизм – постмодернизм, в сферах эстетического сознания и визуальных искусств, главным образом, но также в литературе и музыке от символизма и импрессионизма до арт-проектов конца XX в. Статьи Лексикона учитывают новейшие достижения в сфере гуманитарного знания, написаны доступным самым широким читательским кругам языком, снабжены богатой библиографией.

Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры В 2-х тт. Том 1.

Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры В 2-х тт. Том 1. Раннее христианство. Византия. Том 2. Славянский мир. Древняя Русь. М.: Университетская книга, 1999.

Монография известного философа, культуролога, искусствоведа В.В. Бычкова представляет собой уникальное исследование становления, развития и бытия христианской культуры на протяжении почти двухтысячелетнего периода ее существования под углом зрения художественно-эстетического сознания на материале восточно-христианского (православного) ареала: патристика, Византия, южные славяне, Древняя Русь, Россия Нового времени. В книге анализируется совокупность таких феноменов, как христианский символизм (понимание образа, символа, аллегории, знака), антиномизм, концепции духовного эроса, творения и творчества, прекрасного и искусства; актуализация пространственно-временного континуума в искусстве; много внимания уделено таким феноменам, как икона (ее богословие, философия, художественный язык), эстетика аскетизма, литургический синтез искусств и др.
Первый том посвящен раннему христианству и Византии. Второй охватывает христианскую культуру от крещения южных и восточных славян по XX в. Прослеживается трансформация основных парадигм христианской культуры у русских религиозных писателей и мыслителей XIX-XX в. и в таких культурных движениях «серебряного века», как символизм, авангард, неоправославие. Наряду с традиционными для христианства проблемами уделено внимание и таким дискуссионным, как софийность, соборность, теургия, новейшим представления о символе и др.

Художественно-эстетическая культура Древней Руси. XI–XVII века

Художественно-эстетическая культура Древней Руси. XI XVII века (Автор проекта, отв. редактор В.В. Бычков). М.: Ладомир,1996. 560 c.

Авторы книги не пишут впрямую об этой таинственной «русской душе». Они исследуют духовно-художественные ценности, созданные ею на протяжении семи столетий (XI-XVII вв.), в которых она нашла наиболее полное, адекватное и, что особенно важно, общечеловеческое выражение. Здесь исследуется тот единый могучий организм художественной культуры средневековой Руси (ее эстетическое сознание; духовность, соборность, софийность, каноничность ее феноменов; художественные языки и поэтики литературы, архитектуры, иконописи, пластики, церковной музыки и т. д. в их многообразии и целостности), который составил существенный пласт мировой культуры и благодаря которому Россия стала той Россией, какой ее знает все человечество.

Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI–XVII века

Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI XVII века. М.: Мысль,1995. 637 c.

Монография В.В.Бычкова – первое в отечественной и зарубежной науке систематическое исследование становления и развития духовной и эстетической культуры на Руси. К изданию книги привлечен редкий и богатый иллюстративный материал по истории художественной культуры Средневековья.


Бычков В.В. Эстетика отцов церкви

Бычков В.В. Эстетика отцов церкви. М.: Ладомир, 1995. 593 с.

Монография является первым в мировой науке систематическим исследованием раннехристианской эстетики, нашедшей отражение в святоотеческой письменности. Отцы Церкви, как и вообще мыслители древности и Средневековья, не занимались естественно собственно проблемами эстетики, т. к. на уровень научного осмысления эта проблематика вышла значительно позже, только в Новое время. Однако эстетическое сознание, как одна из древнейших форм сознания, имплицитно воплощавшееся полнее всего в художественной культуре и религиозном культе, достаточно рельефно выразилось и в многочисленных богословских текстах отцов Церкви. Выявлению эстетических представлений первых христианских богословов (а они легли в основу всей христианской культуры) и посвящена данная монография.
Эстетическое сознание отцов Церкви рассматривается в контексте формирования их общихфилософско-богословских взглядов; в работе показано становление фундаментальных положений христианского вероучения (о Боге, Воплощении ЛогосаХриста, творении мира, софийности творения, концепции любви, проблемы человека и Церкви и т.п.) и место среди них и роль в их формировании эстетических представлений и феноменов.


Бычков В.В. Малая история византийской эстетики

Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев: "Путь к истине", 1991. 408 с.

 

В истории средиземноморских культур многие нити, имеющие начало в почти непроницаемых глубинах древности, стягиваются к таинственному культурно-историческому феномену, «тысячелетнему» анонимному царству,— получившему название только после своей физической гибели, — к Византии. И многие линии духовного развития стран Западной Европы и православного Востока последнего тысячелетия берут свое начало в этой полумистической, но отнюдь не мифической культуре — византийской.

В данной работе элементы эстетического сознания и эстетическая мысль византийцев реконструируются в основном на базе вербальных источников — богословских, исторических, филологических трактатов, произведений византийской литературы, гимнографии, красноречия и т. п. В этом плане предлагаемая читателю монография продолжает «Византийскую эстетику» 1977 г., которая была написана как своего рода теоретическое введение в историю византийской эстетики. Там было показано место эстетического сознания в системе византийской духовной культуры, были выявлены некоторые специфические черты византийской эстетики, осмыслены центральные категории. Там же была намечена и периодизация, которая легла в основу настоящей работы. Она в основном опирается на традиционную периодизацию византийской культуры: I—III вв.— раннехристианский, или предвизантийский, период, когда началось активное формирование основных идей и принципов собственно византийской эстетики. IV—VII вв.— ранневизантийский период, совпадающий с «золотым веком» (VI в.) византийской культуры; на него приходится и начало расцвета византийской эстетической мысли, формирование основных понятий, концепций, категориального аппарата. VIII — пер. пол. IX вв — иконоборческий период, в который была осуществлена детальная и всесторонняя разработка теории образа в связи с изобразительным искусством — теория культового образа, иконы. Втор. пол. IX—XII в. (до нашествия крестоносцев) — время зрелости и стабилизации художественно-эстетической культуры и эстетического сознания с яркой тенденцией к реставрации и идеализации позднеантичных и ранневизантийских мотивов. XIII — сер. XV в.— период противостояния церковно-исихастского и антикизирующего направлений в клонящейся к закату византийской культуре.

Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина

Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. М.: Искусство,1984. 264 c.

В книге дается краткий очерк жизни и деятельности выдающегося мыслителя прошлого Аврелия Августина, показывается его место в позднеантичной культуре, кратко очерчиваются его основные философско-мировоззренческие взгляды. Главное внимание уделяется эстетическим взглядам мыслителя.
Дается анализ соотношения у Августина рационального и эстетического, рассматриваются основные категории его эстетики.
Для специалистов - эстетиков, философов, искусствоведов, а также читателей, интересующихся историей культуры.