Институт Философии
Российской Академии Наук




  2018. Т. 4. № 2
Главная страница » Периодические издания » Журналы » Философская антропология » 2018. Т. 4. № 2

2018. Т. 4. № 2

 

Философская антропология. 2018. Т. 4. № 2.

Весь номер в формате PDF

 

СОДЕРЖАНИЕ


 

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА


Павел Гуревич. Тяжба между бытием и ничто (Размышления по поводу книги В.А. Кутырёва «Сова Минервы вылетает в сумерки»).

В.А.  Кутырёв  –  один  из  известных  и  продуктивно  работающих  отечественных  философов.  Его  книги  получили  признание  научной  общественности. Последняя из вышедших книга этого автора – «Сова Минервы вылетает в сумерки  (Избранные  философские  тексты XXI века)»  [12]  представляет собой сложение ранее вышедших текстов и вместе с тем является самостоятельным  и  цельным  произведением,  посвящённым  судьбе  современной  цивилизации. В данном случае В.А. Кутырёв подготовил к монографическому изданию часть статей, публиковавшихся с начала XXI века в журналах разного уровня и профиля XXI века в журналах разного уровня и провека в журналах разного уровня и профиля, и несколько новых, пока не изданных. Они предваряются более ранними текстами. В данной статье отмечено, что В.А. Кутырёв – концептуально мыслящий исследователь. В поле его анализа – защита вещно-событийной картины мира от всеобщего увлечения системно-структурным подходом к анализу цивилизационных процессов. Сам В.А. Кутырёв причисляет себя к философии Сопротивления, разрабатывая направления археоавангарда, коэволюции, феноменологического субстанциализма и антропоконсерватизма.
Ключевые слова: человек, постчеловек, трансмодернизм, интеллигент,  закат сознания, деградация, трансианство, технологический  процесс, антропофобия, технонаука
DOI: 10.21146/2414-3715-2018-4-2-6-23

 

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ


Алексей Фатенков. Философия К. Маркса в восприятии экзистенциального реалиста.

В соотнесении с позицией экзистенциального реализма, отталкиваясь от актуальной социально-культурной ситуации в стране, рассматривается философия К. Маркса. Во внимание принимаются и ранние, и позднейшие его работы с акцентом всё же на концептуальные и стилистические особенности ранних текстов. Угол зрения выверяется через критическое осмысление интерпретаций Марксова учения, выстроенных Л. Альтюссером, Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, Ф.М. Тёрнером, Э. Фроммом. Приоритетный авторский сегмент восприятия марксизма таков: по одну сторону – реляционизм (с вечной тягой к релятивизму), когда всякое нечто, включая человека, редуцируется к набору-ансамблю отношений; по другую сторону – установка на нерелятивное, безотносительное, самостное, когда даже отношение тождества подозревается в склонности к редукционизму и релятивизму. Марксизм воспринимается автором как аутентичный продукт европейской культуры в её нововременной (модерновой) вариации. Характерны в этом плане его сущностные черты: установка на преобразование мира в интересах человека, прогрессизм, декларируемый эгалитаризм, принцип прямого действия, рационализм объективистского и сциентистского толка в сочетании с признанием активной роли субъекта, пафос просвещения, повышенное внимание к онтологическому статусу времени. Проводится содержательная нюансировка указанных черт. Особо значим для экзистенциального реалиста изначально заявленный Марксом «гуманизм, равный натурализму». С ним концептуально связана и подчёркнутая нерелигиозность, светскость его мировоззрения. Автор статьи, принимая диалектический неидеализм Маркса, солидарно с немецким философом делает ставку на труд, который позволяет исчерпывающим образом актуализировать эмансипированную человечность. Уточняется критерий свободного, неотчуждённого труда. В этой связи акцентируется ценность чувственно-телесной человеческой любви. Попутно социализм отграничивается от капитализма: он опознаётся как неханжеское общество свободного труда, сопротивляющееся пошлости и тотальной экспрессии. Полемизируя с Марксом в вопросе о сущности человека, автор ограничивает притязания реляционизма, отдавая онтологическое предпочтение нерелятивной близости.
Ключевые слова: философия К. Маркса, марксизм, «гуманизм, равный натурализму», экзистенциальный реализм, новоевропейская (модерновая) культура, нерелигиозный  тип,  свободный  (неотчуждённый)  труд,  чувственно-телесная  любовь, нерелятивная близость, сущность человека
DOI: 10.21146/2414-3715-2018-4-2-24-50

 

ФЕНОМЕН ДЕАНТРОПОЛОГИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА


Ольга Попова. От телесного канона Нового времени к осмыслению современных практик биотехнологического конструирования.

В статье рассматриваются особенности телесного канона Нового времени, оказавшие влияние на современные практики биотехнологического конструирования человеческого тела. Показано, что в Новое время инструментальное отношение к человеческому телу приобретает внесакральный характер. Основные черты телесного «канона», выявляемые в эпоху Нового времени, с одной стороны, указывают на тело как на отторгаемый, презираемый материальный объект, который обретает свою значимость лишь в связи с ответственной целеполагающей деятельностью разума, с другой, придают ему ценность, рассматривая его как неотъемлемую составляющую человеческого достоинства.Последовательный либерализм, рассматривающий тело как индивидуальную ценность и отстаивающий право свободного распоряжения им, предоставляет человеку возможность инструментализировать и коммодифицировать его разными способами, придавая ему товарную цену, но одновременно дисконтируя в качестве моральной ценности. Сделан вывод о том, что современный этап развития научного знания во многом способствует углублению противоречия между ценой и ценностью человеческого тела. Продемонстрировано, что современный телесный канон связан с инструментализацией телесности, приобретающей особый технологический характер.  Кроме того, коммерциализация научного знания, свидетельствующая о глобальном распространении тенденций биокапитализма, придаёт новые черты уже сложившемуся телесному канону. С одной стороны, происходит пошаговая легитимизация и легализация тела и его частей в качестве товаров. С другой, в тех же правовых и этических дебатах происходит своеобразное «возвращение» человеку его отчуждённого тела, которое выражается в установлении процедур, призванных обеспечить защиту его личностной воплощённости.
Ключевые слова: тело, телесный канон, биотехнологическое конструирование, интимные технологии, техновзгляд, человек-на-чипе, технологический взгляд, биотехнологии, биокапитализм, коммодификация
DOI: 10.21146/2414-3715-2018-4-2-51-68


ГОРИЗОНТЫ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ


Сергей Смирнов. Антропологическая платформа для национальной технологической инициативы (приглашение к дискуссии).

В статье предлагается рассмотреть вопрос об антропологической составляющей так называемой Национальной технологической инициативы (НТИ). Автор приглашает к дискуссии по вопросу о том, какое будущее человек выбирает на фоне того, что многие люди предпочитают выбирать тренд «ухода» из жизни в качестве активного, мыслящего субъекта, принимающего решения. Автор полагает, что пока представители гуманитарной антропологической мысли не предложили своей антропологической альтернативы, которая бы противостояла тренду «ухода» человека. В статье даётся проектное предложение, связанное с формированием так называемой антропологической платформы для НТИ, состоящей из рынка антропоориентированных продуктов (АнтропоNet), гуманитарных технологий, гуманитарной экспертизы и создания полигонов-лабораторий.
Ключевые слова: Национальная технологическая инициатива, человек, постчеловек, антропоNet, гуманитарная экспертиза, антропологическая альтернатива, антропологический тренд, антропологическая платформа, гуманитарные технологии, полигон-лаборатория
DOI: 10.21146/2414-3715-2018-4-2-69-80

ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЮЩИЙ


Наталья Ростова. С. Пинкер о постижимом и непостижимом в сущности человека.

Каково соотношение сознания и мозга? Определяет ли мозг работу сознания? Или, напротив, сознание заставляет мозг приспособиться к своим задачам? Эти вопросы являются сегодня ключевыми как для философии сознания, так и для философской антропологии. В недавно переведённой на русский язык книге Стивена Пинкера «Чистый лист: Природа человека. Кто и почему отказывается признавать её сегодня» [12] представлена оригинальная концепция  сущности человека. Прибегая к последним данным наук, прежде всего когнитивистики, нейронауки, поведенческой генетики и эволюционной психологии, Пинкер доказывает, что сущность человека заключена в мозге и его уникальном устройстве. Мозг определяет человеческую личность, поведение, наклонности и культуру в целом, которая мыслится как совокупность технологий. Говорить о том, что человек есть tabula rasa, по мнению Пинкера, абсурдно. Человек не автор себя и не предмет для манипуляций со стороны социальных инженеров. У человека есть биологическая природа, о которой не стоит бояться говорить. Пинкер уверяет нас, что его тезис не приведёт к расизму, сексизму, геноциду, нигилизму, терроризму и проч. Напротив, обращение к данным наук откроет перед нами общность людей как биологического вида, которая прячется за различиями «местечковых» культур. Однако позиция Пинкера уязвима, по крайней мере, в нескольких пунктах. Во-первых, от философского дискурса о человеке Пинкер переходит к научному, тем самым предлагая изначально  говорить о человеке в позитивистских терминах. Сознание он редуцирует к разуму, разум – к мозгу, а мозг – к вычислению. Во-вторых, культуру Пинкер мыслит как совокупность технологий, служащих биологической задаче адаптации. Однако он не может при этом объяснить избыточность человеческих технологий по отношению к требованиям природы. В-третьих, теории модулей, которую разделяет Пинкер, сегодня можно противопоставить теорию нейропластичности, согласно которой мозг способен к преобразованиям под воздействием сознания. Постигая сущность человека, Пинкер оставляет место и для непостижимого. Этим непостижимым оказывается свобода человека.
Ключевые слова: сознание, разум, мозг, сущность человека, пластичность мозга, гуманизм, эволюция, биоэтика, культура, восприятие
DOI: 10.21146/2414-3715-2018-4-2-81-90

 

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ ПОИСК


Галина Вдовина. Антонио Тромбетта в контексте падуанской францисканской традиции.

Статья посвящена Антонио Тромбетте – философу и теологу, представляющему традицию францисканского скотизма Падуи на рубеже XV–XVI вв. Рассматривается краткая история францисканского монастыря в Падуе, реконструированная исследователями биография Тромбетты и основные направления его деятельности. Во-первых, это участие в метафизических дискуссиях с томистами из Падуанского университета по вопросу о том, какая из наук является первой и высшей – физика или метафизика – и, соответственно, каким должен быть правильный метод познания вещей.  Во-вторых, это споры с аверроистами о статусе человеческой умной души. Падуанский университет – центр второй волны аверроизма, доказывавшего единство материального интеллекта для всего человечества. Вопреки этому утверждению, Тромбетта отстаивал индивидуальность человеческой души в целом и человеческого мышления в частности. Наиболее значимым с историко-философской точки зрения стало участие Тромбетты в третьей дискуссии. Речь идёт о так называемом формалистском течении внутри скотистской философии после Дунса Скота. Последователи Дунса создали в рамках схоластической  литературы жанр «Трактатов о формальностях» – онтологических единицах, из  которых складывается индивидуальное единство вещей.  Тромбетта написал один из первых комментариев к авторитетному тексту этой традиции - «Трактату о формальностях» Антония Сиректа и в качестве комментатора сам воспринимался в последующие полтора столетия как один из классиков формалистской традиции.
Ключевые слова: Антонио Тромбетта, францисканский монастырь, Падуанский университет, схоластика, скотизм, метафизика, аверроизм, индивидуальность души, формалистская традиция, формальности
DOI: 10.21146/2414-3715-2018-4-2-91-102

 

Константин Аршин. Нация.

В статье прослеживается эволюция понятия нации в течение нескольких периодов человеческой истории – античности, Средних веков, Нового времени, – а также приводится схема формирования национальных общностей.  Автор указывает, что современное понимание понятия «нация» сложилось на рубеже XVIII–XIX вв. и связано с событиями Великой Французской революции (1789), когда были сформулированы основные признаки нации. Одновременно проводится различие между нацией и этносом как двумя различными формами организации человеческого сообщества.
Ключевые слова: нация, этнос, народ, революция, интеллектуал, ancient regime, история, национальный характер, этническая нация, культура
DOI: 10.21146/2414-3715-2018-4-2-103-116

 

Александр Саттар. Основы критической метафизики Шопенгауэра.

В статье рассматриваются основные элементы философии Артура Шопенгауэра, а также его краткая биография. Раскрывается теория познания философа в её связи с его метафизикой, воззрения относительно несвободы человека и свободы воли, метафизика воли и связанная с ней философия природы. Представлена взаимосвязь натурфилософии и метафизики воли Шопенгауэра с его этическими воззрениями: философским пессимизмом, моральной философией и учением о спасении, а также представлен их краткий анализ. Отдельно рассмотрена эстетика и философия искусства А. Шопенгауэра, а также учение о «Платоновских идеях». Статья основывается на новейшей зарубежной литературе о философии Шопенгауэра и отражает точку зрения на основные положения его концепции, в последние годы ставшую общепринятой в шопенгауэроведении.
Ключевые слова: Шопенгауэр, немецкий идеализм, философия XIX в., теория познания, метафизика, трансцендентализм, эстетика, этика, пессимизм, волюнтаризм
DOI: 10.21146/2414-3715-2018-4-2-117-151

 

Аслан Гаджикурбанов. Спиноза.

В статье речь идёт о Спинозе, его жизни, учении и духовном наследии, об истории русского спинозизма, о современных исследованиях его творчества. Особое внимание уделено анализу его главного произведения – «Этики», представляющего всеобъемлющую систему идей и включающего в себя теологию, метафизику, натурфилософию и этику. Рассматривается роль геометрического метода в построении им картины мира и отмечается, что геометрическая модель у Спинозы выражает объективный порядок построения универсума. Наряду со схематикой разделения реальности на  природу порождающуюи природу порождённую, важным для метафизики Спинозы является различение двух форм представления бытия – реальной и модальной(realiter / modaliter). Говорится об определённой коллизии внутри самой методологии Спинозы при истолковании им порядка универсума, где наряду с геометрическим и каузальным сценарием присутствуют ещё два других – теологически-религиозный и метафизический. Касаясь натуралистического принципа, автор утверждает, что «натурализм» Спинозы должен всегда рассматриваться с серьёзными поправками на теологический, метафизический, геометрический, этический, утилитаристский и другие контексты его приложения. Автор утверждает идею первичности метафизической модели бытия относительно моральной стратификации универсума. Иерархичность субстанциального пространства в универсуме Спинозы создаёт предпосылки для формирования в нём определённой телеологической идеи, где в качестве высшего блага и цели стремлений морального субъекта выступает сам субстанциальный порядок устроения мира.
Ключевые слова:Спиноза, русский спинозизм, геометрический метод, натурфилософия, натуралистический принцип, метафизика, телеология, этика, моральный субъект, высшее благо
DOI: 10.21146/2414-3715-2018-4-2-152-185

 

Давид Дубровский. Субъективная реальность.

Проведён анализ понятия субъективной реальности (как специфического и неотъемлемого качества сознания) и его соотношения с понятиями физической реальности и информационной реальности. Выясняется информационная динамическая структура субъективной реальности, её способность самоорганизации, феномен волеизъявления. В центре внимания автора – вопросы исследования субъективной реальности, использование интроспективных методов и коммуникативного подхода, проблема «Другого» сознания. Субъективная реальность рассматривается в четырёх взаимосвязанных категориальных планах: онтологическом, эпистемологическом, аксиологическом и праксеологическом.
Ключевые слова: субъективная реальность, физическая реальность, сознание, информация, интроспекция, динамическая структура субъективной реальности, самопознание, онтологические, эпистемологические, аксиологические, праксеологические аспекты субъективной реальности
DOI: 10.21146/2414-3715-2018-4-2-186-217

 

Дмитрий Иванов. Философия сознания.

Статья нацелена на обоснование такого определения понятия «философия сознания», которое позволило бы вычленить философию сознания из ряда естественнонаучных исследований психического. Также данное определение призвано показать место философии сознания в контексте других философских дисциплин. В статье демонстрируется, что спецификой философии сознания является нацеленность на исследование психического в его отношении к телу и миру. Основная задача этой дисциплины заключается в прояснении онтологических и теоретико-познавательных отношений между психическими и физическими феноменами. Такое понимание философии сознания позволяет вычленить два основных раздела данной дисциплины: метафизику сознания и эпистемологию сознания. Основная проблема метафизики сознания – это проблема соотношения сознания и тела. В современной философии сознания данная проблема представлена прежде всего проблемой сознания, которая  заключается в необходимости предложить натуралистическое объяснение  феноменальных аспектов сознания. В центре же эпистемологии сознания находится проблема перцептивного знания, требующая прояснения характера познавательных отношений, в которых сознание находится к миру. Ядром данной проблемы является проблема восприятия, решение которой предполагает объяснение кажущегося подобия, имеющегося между достоверным и иллюзорным (галлюцинаторным) восприятием какого-либо объекта.
Ключевые слова: философия сознания, метафизика сознания, эпистемология сознания, психофизическая проблема, проблема перцептивного знания, сознание, восприятие
DOI: 10.21146/2414-3715-2018-4-2-218-250

 

Станислав Рыков. Этико-политическая философия моистов.

Настоящая статья представляет собой обзор этико-политической философии моизма – одной из ключевых для изучения древнекитайской рациональной аргументации школ древнекитайской философии периода «Борющихся царств» (V–IIIвв. до н. э.). Статья специально подготовлена для проекта Электронной Философской Энциклопедии Института философии РАН. В статье рассматриваются классические 10 моистских доктрин, критика альтернативных доктрин оппозиционных школ, а также критерии, которые моисты выделяют для обоснования и критики.
Ключевые слова: китайская философия, этика, политика, моизм, Мо-цзы, моисты, польза, консеквенциализм, общественный договор, Небо, религия
DOI: 10.21146/2414-3715-2018-4-2-251-286

 

IN MEMORIAM


Памяти главного редактора журнала, профессора Павла Семёновича Гуревича.

 

Павел Гуревич. Жизнь как сценарий (фрагмент).