Институт Философии
Российской Академии Наук




  Конференция «Философия Н.Я. Данилевского: вчера, сегодня, завтра», 28 ноября 2022 г.
Главная страница » События » Архив событий » 2022 » Конференция «Философия Н.Я. Данилевского: вчера, сегодня, завтра», 28 ноября 2022 г.

Конференция «Философия Н.Я. Данилевского: вчера, сегодня, завтра», 28 ноября 2022 г.

Институт философии РАН

Институт наследия и современного общества
Российского государственного гуманитарного университета

Конференция

Философия Н.Я. Данилевского: вчера, сегодня, завтра

28 ноября 2022 г.


Философия Н.Я. Данилевского: вчера, сегодня, завтра

 

 

    28 ноября 2022 года в Институте философии РАН прошла совместная с Институтом наследия и современного общества Российского государственного гуманитарного университета конференция «Философия Н.Я. Данилевского: вчера, сегодня, завтра», посвященная празднованию 200-летия со дня рождения Николая Яковлевича Данилевского. В рамках конференции были сделаны научные доклады, состоялась оживленная  дискуссия. Для обсуждения были предложены следующие темы: цивилизационное развитие в работах Н.Я. Данилевского; возможность и перспективы увековечивания памяти Н.Я. Данилевского; актуальность и значение русской философии в современном идейном контексте. Смешанный формат мероприятия дал возможность всем желающим принять участие в Конференции.
С приветственным словом к присутствующим обратился академик РАН Андрей Вадимович Смирнов. Поблагодарив всех организаторов данной конференции, он обратил внимание на то, что само название Конференции предполагает обсуждение Данилевского не только как наследия, но и как основы для дальнейших исследований и развития. Далее он передал слово Валерию Александровичу Фадееву, советнику Президента Российской Федерации, научному руководителю Института наследия и современного общества РГГУ. Поприветствовав всех участников Конференции, Валерий Александрович обратил внимание на текущую ситуацию в области общественных наук, подчеркнув их исключительную важность. В первую очередь он упомянул изучение истории философии, указав на необходимость более чуткого отношения к данной дисциплине. Кроме того, Валерий Александрович отметил, что в связи с творчеством Данилевского задача философского сообщества состоит в том, чтобы поставить выдающегося философа на новый по своим масштабам уровень, распространить его учение и обратить на него внимание более широкого круга людей. Андрей Вадимович, соглашаясь с докладчиком, заметил, что до сих пор нет академического издания главного произведения Данилевского — «Россия и Европа», в результате чего приходится пользоваться дореволюционным изданием в связи с низким качеством современных перепечаток. Это и многое другое может стать дальнейшими векторами развития. Далее слово было передано Абдусаламу Абдулкеримовичу Гусейнову, врио директора Института философии РАН, академику РАН. Он отметил важность данного события для Института в ряду празднования юбилеев таких философов, как Григорий Саввич Сковорода, Александр Иванович Герцен, Николай Александрович Бердяев, Александр Александрович Зиновьев. Творчество же Данилевского, по словам Абдусалама Абдулкеримовича, на сегодняшний день является в высшей степени актуальным. Абдусалам Абдулкеримович даже привел несколько положений, свидетельствующих об исключительной злободневности учения Данилевского. Например, современный междисциплинарный подход был в полной мере раскрыт естествоиспытателем Данилевским, который применил методы, изученные на факультете естественных наук, к истории. Абдусалам Абдулкеримович также отметил, что именно рассмотрение философии истории, цивилизационного подхода, представление критики цивилизационного подхода могут стать неким «ответом» философского сообщества на актуальные повестки сегодняшнего дня. Стоит отметить, что дистанционно на конференции смогла присутствовать Ольга Николаевна Данилевская, правнучка философа, которую все участники поприветствовали бурными аплодисментами после доклада Абдусалама Абдулкеримовича. Андрей Вадимович пояснил, что Ольга Николаевна проделала огромный труд и восстановила могилу прадеда, сделав её объектом культурного наследия.
    После завершения приветственных обращений участники перешли к основной части Конференции, которая началась с доклада Алексея Павловича Козырева, и.о. декана философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Алексей Павлович вспомнил празднование в прошлом году юбилея Федора Михайловича Достоевского, отметив, что два мыслителя-современника в чем-то похожи, «говорили на одном языке», оперировали схожими понятиями. Кроме того, Алексей Павлович отметил, что не стоит ограничиваться указанием на самобытность отечественного философского учения, нельзя забывать и о его общефилософском основании. Так же культуры влияют друг на друга, о чем свидетельствует описание одной культуры через другую, например, «славянское возрождение».  Далее со своим докладом к участникам конференции обратился Андрей Вадимович Смирнов, выступавший также ее модератором. Он отметил, что у каждого мыслителя есть что-то ситуативное, что-то, что себя со временем изживает и теряет актуальность, а есть, наоборот, что-то вечное, существующее вне времени.  Центральной категорией учения Н.Я. Данилевского выступает категория всечеловеческого. Её смысл раскрывается в противопоставлении категории общечеловеческого. Каждый  из культурно-исторических типов опирается, по Данилевскому, на собственные основания, которые не могут быть переданы другим культурно-историческим типам, но должны вырабатываться каждым из них самостоятельно. На современной языке эти основания следует называть логикой культуры. «Всечеловеческое» предполагает содружество культур и цивилизаций, развивающих каждая собственные логические основания. Это — свободное собирание высших достижений культурно-исторических типов без их редукции к какой-то одной логике культуры, что требуется понятием «общечеловеческое».  После Андрея Вадимовича к слушателям обратился Владимир Витальевич Сидорин, руководитель сектора истории русской философии Института философии РАН, научный сотрудник, кандидат философских наук. Владимир Витальевич начал свое выступление с замечания о том, что главная книга Данилевского – «Россия и Европа» - является одним из самых стереотипно-воспринимаемых его трудов. В частности, Владимир Витальевич еще раз отметил ошибочность положения об отрицательном отношении Данилевского к Европе. В основу книги, на самом деле, лег вопрос о причинах определенного инстинкта Европы по отношению к России. Владимир Витальевич предложил участникам конференции взглянуть на всю архитектуру текста именно с точки зрения обсуждения в нем обозначенного вопроса — тогда смысл текста начинает раскрываться иначе. Кроме того, Владимир Витальевич подчеркнул важность увековечивания русского философского наследия, которое до сих пор уступало в своих масштабах, например, русскому литературному или музыкальному наследию. Далее слово было передано Михаилу Александровичу Маслину, доктору философских наук, заведующему кафедрой истории русской философии МГУ имени М.В. Ломоносова. Он продемонстрировал фотографии, хранящиеся в кафедральных архивах, на которых изображена могила Данилевского. Михаил Александрович заметил, что многое определяет успех меморизации того или иного выдающегося человека, который напрямую связан с объемом потраченных на это средств и усилий. В качестве примера Михаил Александрович привел блестяще отреставрированную усадьбу Ф.И. Тютчева в Овстуге, которая стала выглядеть чуть ли не лучше, чем во времена поэта. Подобное представляется необходимым в случае Н.Я. Данилевского, который занимает особое место в русской философии. Михаил Александрович обратил внимание, что в кружке Петрашевского Данилевский был западником, однако к концу жизни стал, как мы бы сказали сегодня, националистом. Поэтому главной задачей, которую поставил перед собой Данилевский, стало не что иное, как оправдание национализма. Современным же философам стоило бы, по словам Михаила Александровича, перенять и усвоить от Данилевского органический подход к изучению философии, который станет необходимым интегральным способом изучения философских проблем. Следующим докладчиком стал Буренков Александр Васильевич, директор Института русско-славянских исследований имени Н.Я. Данилевского, кандидат философских наук. Александр Васильевич рассказал о создании негосударственного Института русско-славянских исследований в 2002 году по инициативе сегодняшних его работников. В ходе своего выступления Александр Васильевич предложил взглянуть на творчество Данилевского как на основу новой цивилизационной философии. Само понятие цивилизация Данилевский использовал в качестве синонима понятию культура. Кроме того, Александр Васильевич обратил внимание и продемонстрировал большое количество прогнозов Данилевского в отношении будущего России, которые, как показала история, сбылись и на которые сегодня необходимо обратить самое пристальное внимание. Серию подготовленных докладов завершила Ермишина Ксения Борисовна, старший научный сотрудник Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына». Андрей Вадимович отметил, что Ксения Борисовна очень активно и на высоком профессиональном уровне занимается публикацией текстов классических евразийцев и является признанным исследователем русской философии. Ксения Борисовна сосредоточила свое внимание на проблеме связи евразийства и мысли Данилевского. Представляется достаточно символичным то обстоятельство, что в 2021 году отмечали 100 лет с признанного дня рождения евразийства. Книга Н.С. Трубецкого «Европа и человечество», апеллирующая к Данилевскому, дала официальный старт евразийству. Ксения Борисовна вновь подчеркнула, что Данилевский в определенном смысле предвосхитил свое время. Дело в том, что Данилевский поставил перед своими современниками вопросы, которые во все времена были актуальны для России и продолжают быть таковыми сейчас. Кроме того, предложенный Данилевским органический подход является не линейным, а многовекторным, что опять-таки является характерной чертой самых современных подходов к различным проблемам.
    Многие участники конференции также высказали свое желание представить небольшие сообщения. Андрей Вадимович передал слово Валентине Петровне Веряскиной, кандидату философских наук, старшему научному сотруднику сектора социальной философии Института философии РАН, Юрию Михайловичу Резнику, доктору философский наук, профессору, главному научному сотруднику центра изучения социокультурных изменений Института философии РАН, Александру Васильевичу Журавлю, редактору издательства «Директ-Медиа», Елене Леонидовне Ивановой, заместителю директора центра синергийной антропологии Института образования НИУ ВШЭ, Ольге Константиновне Шиманской, кандидату философских наук, старшему научному сотруднику Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, Валерию Константиновичу Захарову, доктору физико-математических наук, профессору кафедры математического анализа механико-математического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Татьяне Викторовне Беспаловой, доктору философских наук, доценту кафедры теоретической и прикладной политологии ЮФУ и Евгении Геннадьевне Хилтухиной, доктору философских наук, профессору кафедры культурологии Московского государственного института электроники и математики.
Участники конференции после обсуждения и внесения дополнений единогласно приняли Резолюцию с которой вы можете ознакомиться на сайте Института: https://iphras.ru/page26443459.htm
Сотрудники Института философии РАН благодарят всех участников Конференции, а также соорганизаторов в лице сотрудников Института наследия и современного общества Российского государственного гуманитарного университета.

 

Приветственное слово:

  1. Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович, ВРИО Директора Института философии РАН, доктор философских наук, профессор, академик РАН, главный научный сотрудник;
  2. Фадеев Валерий Александрович, советник Президента Российской Федерации, научный руководитель Института наследия и современного общества Российского государственного гуманитарного университета.


Докладчики:

  1. Смирнов Андрей Вадимович, ВРИО Первого заместителя директора по научной работе Института философии РАН, доктор философских наук, академик РАН, главный научный сотрудник, руководитель сектора философии исламского мира;
  2. Сидорин Владимир Витальевич, руководитель сектора истории русской философии Института философии РАН, научный сотрудник, кандидат философских наук;
  3. Маслин Михаил Александрович, доктор философских наук, заведующий кафедрой истории русской философии МГУ имени М.В. Ломоносова;
  4. Козырев Алексей Павлович, кандидат философских наук, доцент, и.о. декана философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова;
  5. Ермишина Ксения Борисовна, старший научный сотрудник Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы;
  6. Буренков Александр Васильевич, директор Института русско-славянских исследований имени Н.Я. Данилевского, кандидат философских наук.


Дискуссия

 

Публикации в СМИ:


Глава СПЧ призвал увековечить наследие Данилевского // СПЧ, 28.11.2022 г.

 

Фото

 

 

Фото: Анастасия Калакуцкая